пятница, 18 апреля 2014 г.

Фиброторакс после удаления легкого

Здравствуйте. Всех с наступающими праздниками, выходными. Решил обновить блог до них. Хотя я сейчас не работаю и не учусь, поэтому особо и не почувствую выходной день. Сегодня мы поговорим о фибротораксе. О том, к чему следует стремиться в первый год после операции.
Фиброторакс - это срощенные плевральные листки (соединительной тканью). Расценивается это как патология, часто встречающаяся, абсолютно безобидная. Пневмосклероз - это соединительная ткань, которая замещает непосредственно легочную ткань. Как видите, термин фиброторакс после пневмонэктомии, является достаточно условным. Точнее его можно определить как заростание оставшегося после удаления легкого пространства соединительной тканью. В ней нет сосудов, она не может "дышать", она не может проростать в соседние ткани. Это как залить бетоном надувной шарик.

Как это происходит?

Начнем с того, что образовавшуюся полость врачи заполнили (не все так делают, некоторые зашивают наглухо и ждут с моря погоды) жидкостью извне. Антибиотиком разведенным. Часть из него поступает в организм через кровоток. Взамен из кровотока сюда же поступает жидкость (внутренняя). С ней просачиваются важные для нас клетки: фибробласты и макрофаги. Первые отвечают за образование фибриновых волокон (а так же коллагена, эластина и межклеточного вещества). Вторые - за обеспечение местного иммунитета. Но пока они не нужны нам, так как все искусственно заполнено антибиотиком. Если у вас не появляются синяки от малейшего прикосновения - то, скорей всего, проблем с образованием фибрина у вас нет. Но так как область поражения после такой операции велика, то и потребность в фибрине больше обычного. Об этом дальше.
Итак, в полость попало достаточное количество фибробластов и начал "выпадать" фибрин. Помимо этого там еще каша из всевозможных клеток, факторов воспаления и тд. Фибробласты делают свою работу и образуют из аминокислот белковые соединения - фибриновые волокна, которые и заполняют в конечном итоге все пространство. Образуется плотная соединительная ткань. Но процесс этот не скор. Сначала это жидкость, затем нечто желеобразное и только потом, примерно через год, мы получаем "полноценное" замещение.

Для чего нужен "фиброторакс"?

В предыдущих записях я рассказывал о смещении органов средостения и последствий этого процесса, как положительных, так и отрицательных. Так вот образование плотного фиброторакса способствует положительным последствиям. А именно: сердце и пищевод смещается на столько, на сколько требует наше единственное легкое и не "уплывают" при смене положения тела, при переедании, про физической активности. Т.е. все органы фиксируются как им должно. Это, пожалуй, самый важный момент. Но есть и забавные плюсы, не могу цитировать это без улыбки, но все же, я уже успел шутить над пространством, оставшимся после удаления легкого и не перестану этого делать. Именно такое отношение к проблемам обесценивает их. Из интервью доктора Национального центра фтизиатрии кандидата медицинских наук Орунбая Разакова:
 "С одним из наших больных произошел курьезный случай. После удаления легкого и образования фиброторакса мы отправили его на Иссык–Куль в санаторий на реабилитацию. И там на танцах он подрался, ему в спину кто–то ударил ножом, который попал в фиброторакс. На удивление окружающих, никакого кровотечения не было, так как фиброторакс — это живая ткань без кровеносных сосудов."
Так что мы теперь смело можем защищать всех своей грудью. Главное подставить правильную сторону ;)

Что я могу сделать, чтобы поспособствовать образованию соединительной ткани и улучшить ее качество?

Самый важный, на мой взгляд, вопрос. Отвечу коротко и ясно - правильно питаться. Вы должны уже сейчас понять, что все в ваших руках. Врачи сделали все возможное, я уверен, и теперь делайте все возможное вы. Советую всем и каждому изучить интересующие его вопросы питания. Эта тема в современном обществе очень горяча. Особенно на западе: они раньше поняли к чему себя ведут, а мы же все еще успешно к этому идем. Постараюсь быть лаконичным, так как вопросу питания еще посвящу отдельную запись. Итак, начнем с примера образования соединительной ткани. Возьмем коллаген.
Это белковая структура. Она состоит из аминокислот. Любой белок, попадая к нам в организм, сначала расщепляется на аминокислоты, из которых потом строится свой, нужный в данный момент организму, белок. Ух, прям так и хочется уже сейчас окунуться в вопрос питания, но попробую разделить информацию. Итак, если вы поднимите эту тему еще в стационаре, вам скажут есть белковую пищу. А не поднимите - ну и не скажут, возможно. И будут настаивать на употреблении мяса (сюда входит и птица, и рыба, и морепродукты). Когда я еще в реанимации сказал, что я вегетарианец, это был просто взрыв. Хирурги все как один забили тревогу! Я не стал отвечать тем же, просто спокойно выслушал. И только анестезиологи подошли и поговорили со мной нормально, даже не настаивая на употреблении мяса. Поговорив, они согласились с моей точкой зрения. Вот я кажется снова углубляюсь, но хочу подготовить вас к записи о питании. При поступлении общий белок в крови был выше нормы на 5 единиц. Во время операции я потерял много крови и, возможно, поэтому была такая реакция на мои пищевые привычки. Нужно было восполнить как можно скорей потери. Гемоглобин был в пределах 60. Стоп. Все же эту ситуацию, как и переход моего хирурга на пищу без мяса, я расскажу позже. 
Теперь уж действительно кратко: есть список аминокислот. Он неполный. Для других элементов соединительной ткани он будет отличаться. Но факт в том, что ВСЕ незаменимые аминокислоты содержаться в растительной пище. В интернете полно информации об этом. Кому интересно - гугл. Кому неинтересно - питайтесь по прежнему. Вы достигните хороших результатов касательно строения фибриновых волокон. Но просто задумайтесь: уже на 20 день при регулярных промываниях полости, у меня началось образование фибриновых волокон. Это было открытием даже для опытного хирурга первого класса. Обо мне написана статья в научном журнале, которой я так же поделюсь на страницах блога. И выпала возможность посмотреть на узи то, что творится в полости после операции. Это, скажу я вам, волшебный мир, похлеще любых подводных красот!) 
Буду закругляться, обещаю осветить вопросы питания более подробно. Хороших выходных. Христос Воскрес! 
Задавайте вопросы, я как всегда на связи. Мой аккаунт вконтакте: https://vk.com/charliecarbon там же есть и телефон для экстренных случаев. 
P.S. Дорогая Дарья, я искренне сожалею, что не ответил вовремя. Прошу связаться со мной, если вам это еще нужно. 
P.S.S. Совсем забыл написать еще один плюс плотного фиброторакса - это косметический эффект: половина грудной клетки в течении первого года немного "подровняется" еще за счет наполнения ее соединительной тканью.

2 комментария:

  1. Добрый день!Прочитала предложение"уже на 20 день при регулярных промываниях полости, у меня началось образование фибриновых волокон. ",не поняла, что такое"промывание полости",если не трудно,объясните пожалуйста.(Отцу удалили лёгкое,прошло 2 недели после операции.Собираю информацию,как ему восстановиться.)С благодарностью,Елена!

    ОтветитьУдалить
  2. Мужчине 65 лет два года удалено правое лёгкое, в этом году лежал в больнице отделении онкологии были сделаны гормональные капельницы после них состояние стало намного хуже чем лечить незнаем помогите пожалуйста

    ОтветитьУдалить